МБОУ "ЛИЦЕЙ "ЭВРИКА" Подписано цифровой подписью: МБОУ "ЛИЦЕЙ "ЭВРИКА" Дата: 2021.11.03 16:36:01 +07'00' Содержание: 1.1. Целевой раздел 2 1.1.1. Пояснительная записка 1.1.2. Планируемые обучающихся с ТНР общеобразовательной 2 результаты освоения адаптированной основной программы начального 7 общего образования. 1.1.3. Система оценки достижения обучающихся с ТНР адаптированной основной 9 общеобразовательной программы начального общего образования 1.2. Содержательный раздел 1.2.1.Направление 10 и содержание программы 14 коррекционной работы 1.3. Организационный раздел 1.3.1. Учебный план 14 1.3.2. Система условий реализации адаптированной 17 основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с ТНР 2 начального 1.1.Целевой раздел Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Лицей «Эврика» (далее – АООП НОО) адресована детям с тяжѐлыми нарушениями речи (далее – ТНР), достигшим к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме и имеющим положительный опыт общения со здоровыми сверстниками (Вариант 5.1). АООП НОО разработана на основе нормативных документов: -Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями); -Закона Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. N 60-ЗРХ "Об образовании в Республике Хакасия" (с изменениями и дополнениями); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598; - Требований к условиям реализации основной образовательной программы на основе федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата); - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержден приказом МО и Н РФ от 06 октября 2009 г. № 373(с изменениями и дополнениями); - Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1643 "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"; - Приказа МО и Н РХ от 21.01.2011г. № 100-67 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Республике Хакасия в 2011г.»; - Примерного учебного плана начального общего образования, основного общего образования, одобренного решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015г. № 1/15). - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26. Цель реализации АООП НОО: Обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником с ТНР целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья. Вариант 5.1 адресован обучающемуся с ТНР, достигшему к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме. Он полностью включен в общий образовательный поток (инклюзия) и по окончанию школы может получить такой же документ об образовании, как и его здоровые сверстники. В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ», Положением школы «О формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся» обучающийся с ТНР имеет право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации в иных формах. В случае необходимости среда и рабочее место обучающегося с ТНР специально организованы в соответствии с особенностями ограничений его здоровья. Обязательной является систематическая специальная помощь - создание условий для реализации особых образовательных потребностей. АООП обязательно поддерживается Программой коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции ребенка и поддержку в освоении АООП. Таким образом, программа коррекционной работы является неотъемлемой частью АООП, осваиваемой обучающимся с ТНР. Требования к структуре, условиям и результатам коррекционной работы для каждого уровня образования задаются Стандартом образования обучающихся с ТНР применительно к каждой категории детей в данном варианте. Если обучающийся не достигнет минимального уровня овладения 3 предметными результатами по всем или большинству учебных предметов в течение года, то в соответствии с рекомендациями ПМПК, с согласия родителей (законных представителей) школа может перевести обучающегося на обучение по варианту 5.2. Принципы и подходы к формированию АООП НОО В основу разработки АООП НОО для обучающихся с ТНР заложены дифференцированный системный, деятельностный и гендерный подходы. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. Реализация деятельностного подхода обеспечивает: - придание результатам образования социально и личностно значимого характера; - прочное усвоение обучающимися с ТНР знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся. В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает: тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками; воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО и коррекционноразвивающей области; реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями. Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП НОО создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к: - структуре образовательной программы; - условиям реализации образовательной программы; результатам образования. Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал 4 развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями. Гендерный подход. В Лицее «Эврика» образовательная деятельность осуществляется в условиях параллельно-раздельного обучения и воспитания. В качестве педагогических, психологических и физиологических оснований для гендерной дифференциации обучения выделены отличительные особенности мальчиков и девочек в следующих сферах: организация мозга; межполушарные взаимодействия; скорость формирования центральной нервной системы; отношение к школе и учѐбе; пространственные, вербальные, математические способности, ориентация на взаимоотношения и получение информации; выполнение задач шаблонного или нового типа; утомляемость; неоднородность учебных успехов в течение года; мышление, внимание, память; отношение к оценке результатов труда; причины неуспеваемости; предпочтение предметов. При одной и той же школьной методике, при одном и том же учителе мальчики и девочки приходят к одним и тем же знаниям и умениям разными путями, используя разные стратегии мышления. Учѐт особенностей интеллектуального развития мальчиков и девочек, их гендерных особенностей, даѐт возможность воспринимать ребѐнка с объективной точки зрения и обучать его наиболее эффективно. В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие принципы: принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории РФ, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.); принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся; принцип коррекционной направленности образовательного процесса; принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей; онтогенетический принцип; принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР; принцип целостности содержания образования: содержание образования едино; в основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»; принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения детьми с ТНР всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением; - принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; - принцип сотрудничества с семьей. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР различной степени тяжести: У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием (ФФНР) речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляторными признаками. Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в различных 5 вариантах: отсутствие, замены (как правило, звуками простыми по артикуляции),смешение, искаженное произнесение (не соответствующее нормам звуковой системы родного языка). Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к дифференциации звуков, обеспечивающая восприятие фонемного состава родного языка, что негативно влияет на овладение звуковым анализом. Фонетическое недоразвитие речи характеризуется нарушением формирования фонетической стороны речи либо в комплексе (что проявляется одновременно в искажении звуков, звукослоговой структуры слова, в просодических нарушениях), либо нарушением формирования отдельных компонентов фонетического строя речи (например, только звукопроизношения или звукопроизношения и звукослоговой структуры слова). Такие обучающиеся хуже чем их сверстники запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Обучающиеся с не резко выраженным общим недоразвитием речи (ОНР) характеризуются остаточными явлениями недоразвития лексикограмматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. У таких обучающихся не отмечается выраженных нарушений звукопроизношения. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости как на уровне отдельного слога, так и слова. Наряду с этим отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечеткая дикция, создающие впечатление общей смазанности речи, смешение звуков, свидетельствующее о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия фонем и являющееся важным показателем незакончившегося процесса фонемообразования. У обучающихся обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны речи. Несмотря на разнообразный предметный словарь, в нем отсутствуют слова, обозначающие названия некоторых животных, растений, профессий людей, частей тела. Обучающиеся склонны использовать типовые и сходные названия, лишь приблизительно передающие оригинальное значение слова. Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по ситуации, по значению, в смешении признаков. Выявляются трудности передачи обучающимися системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп. Обучающиеся плохо справляются с установлением синонимических и антонимических отношений, особенно на материале слов с абстрактным значением. Недостаточность лексического строя речи проявляется в специфических словообразовательных ошибках. Правильно образуя слова, наиболее употребляемые в речевой практике, они по-прежнему затрудняются в продуцировании более редких, менее частотных вариантов. Недоразвитие словообразовательных процессов, проявляющееся преимущественно в нарушении использования непродуктивных словообразовательных аффиксов, препятствует своевременному формированию навыков группировки однокоренных слов, подбора родственных слов и анализа их состава, что впоследствии сказывается на качестве овладения программой по русскому языку. Недостаточный уровень сформированности лексических средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении фраз, пословиц с переносным значением. В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в употреблении грамматических форм слова. Особую сложность для обучающихся представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске, замене союзов, инверсии. Лексико-грамматические средства языка у обучающихся сформированы неодинаково. С одной стороны, может отмечаться незначительное количество ошибок, которые носят непостоянный характер и сочетаются с возможностью осуществления верного выбора при сравнении правильного и неправильного ответов, с другой – устойчивый характер ошибок, особенно в самостоятельной речи. Отличительной особенностью является своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками главных событий, повторами отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картинке, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей 6 жизни, составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества используются, в основном, простые малоинформативные предложения. Наряду с расстройствами устной речи у обучающихся отмечаются разнообразные нарушения чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых обусловлен недостаточной сформированностью базовых высших психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме. Особые образовательные потребности обучающихся с ТНР К образовательным потребностям, характерным для обучающихся с ТНР относятся: - выявление в максимально раннем периоде обучения детей группы риска (совместно со специалистами медицинского профиля) и назначение логопедической помощи на этапе обнаружения первых признаков отклонения речевого развития; - организация логопедической коррекции в соответствии с выявленным нарушением перед началом обучения в школе; преемственность содержания и методов дошкольного и школьного образования и воспитания, ориентированных на нормализацию или полное преодоление отклонений речевого и личностного развития; - получение начального общего образования в условиях образовательных организаций общего или специального типа, адекватного образовательным потребностям обучающегося и степени выраженности его речевого недоразвития; - обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого как через содержание предметных и коррекционно-развивающей областей и специальных курсов, так и в процессе индивидуальной/подгрупповой логопедической работы; создание условий, нормализующих/компенсирующих состояние высших психических функций, анализаторной, аналитико-синтетической и регуляторной деятельности на основе обеспечения комплексного подхода при изучении обучающихся с речевыми нарушениями и коррекции этих нарушений; - координация педагогических, психологических и медицинских средств воздействия в процессе комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения; - получение комплекса медицинских услуг, способствующих устранению или минимизации первичного дефекта, нормализации моторной сферы, состояния высшей нервной деятельности, соматического здоровья; - возможность адаптации основной общеобразовательной программы при изучении содержания учебных предметов по всем предметным областям с учетом необходимости коррекции речевых нарушений и оптимизации коммуникативных навыков учащихся; гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий; - индивидуальный темп обучения и продвижения в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ТНР; - постоянный (пошаговый) мониторинг результативности образования и сформированности социальной компетенции обучающихся, уровня и динамики развития речевых процессов, исходя из механизма речевого дефекта; - применение специальных методов, приемов и средств обучения, в том числе специализированных компьютерных технологий, дидактических пособий, визуальных средств, обеспечивающих реализацию «обходных путей» коррекционного воздействия на речевые процессы, повышающих контроль за устной и письменной речью; - возможность обучаться на дому и/или дистанционно при наличии медицинских показаний; - профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации путем максимального расширения образовательного пространства, увеличения социальных контактов; обучения умению выбирать и применять адекватные коммуникативные стратегии и тактики; 7 - психолого-педагогическое сопровождение семьи с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с ребенком; организация партнерских отношений с родителями. 1.1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с ТНР программы коррекционной работы Общая характеристика планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающихся с ТНР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Лицея. Планируемые результаты освоения АООП НОО (вариант 5.1) дополняются результатами освоения программы коррекционной работы. Учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты на уровне начального общего образования для обучающихся с ТНР по АООП НОО (вариант 5.1), соответствуют ООП НОО Школы. В учебные программы, в которых устанавливаются планируемые результаты начального общего образования для обучающихся с ТНР АООП НОО (вариант 5.1), включаются программы курсов коррекционно-развивающей области. Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 5.1) соответствует ООП НОО Лицея. Структура планируемых результатов АООП НОО (вариант 5.1) дополняется Планируемыми результатами, характеризующие личностное развитие обучающихся, коррекцию недостатков в речевом развитии: - содержатся в программах курсов коррекционно-развивающей области, - оцениваются в ходе мониторинговых процедур (стартовая, текущая, итоговая диагностика), - объектом оценки является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия. Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения АООП НОО (вариант 5.1) соответствуют требованиям к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО Школы. Планируемые результаты освоения обучающимися АООП НОО (вариант 5.1) дополняются требованиями к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Результаты освоения программы коррекционной работы (коррекционноразвивающей области) должны отражать: Требования к результатам коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и письма: 1) отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и неправильное произнесение звука; 2) умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста; 3) правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное использование интонационных средств выразительной четкой речи; 4) умение произвольно изменять основные акустические характеристики голоса; умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством пауз, логического ударения, интонационной интенсивности; 5) минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим признакам); 6) умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне предложения слова; практическое владение основными закономерностями грамматического и лексического строя речи; 7) сформированность лексической системности; умение правильно употреблять грамматические формы слов и пользоваться как продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями; 8 8) овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их использование; владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики, композиции, выполняющей коммуникативную функцию; 9) сформированность языковых операций, необходимых для овладения чтением и письмом; сформированность психофизиологического, психологического, лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом; владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми компонентами чтения и письма); 10) позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка; понимание роли языка в коммуникации, как основного средства человеческого общения. Требования к результатам овладения социальной компетенцией должны отражать: 1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и чего нельзя: в еде, физической нагрузке, в приеме медицинских препаратов, осуществлении вакцинации; написать при необходимости SMS-сообщение; умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему; выделять ситуации, когда требуется привлечение родителей; умение принимать решения в области жизнеобеспечения; владение достаточным запасом фраз и определений для обозначения возникшей проблемы; 2) овладение навыками коммуникации: умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор; умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие; умение поддерживать продуктивное взаимодействие в процессе коммуникации; умение получать информацию от собеседника и уточнять ее; прогресс в развитии информативной функции речи; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях коммуникации в соответствии с коммуникативной установкой; позитивное отношение и устойчивая мотивация к активному использованию разнообразного арсенала средств коммуникации, вариативных речевых конструкций; готовность слушать собеседника и вести диалог; умение излагать свое мнение и аргументировать его; умение использовать коммуникацию как средство достижения цели в различных ситуациях; прогресс в развитии коммуникативной функции речи; 3) дифференциацию и осмысление картины мира: адекватность бытового поведения ребѐнка с точки зрения опасности (безопасности) для себя и окружающих; способность прогнозировать последствия своих поступков; понимание значения символов, фраз и определений, обозначающих опасность и умение действовать в соответствии с их значением; 4) овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни: прогресс в самостоятельности и независимости в быту и школе; представления об устройстве домашней и школьной жизни; умение адекватно использовать лексикон, отражающий бытовой опыт и осуществлять речевое сопровождение своих действий, бытовых ситуаций; умение включаться в разнообразные повседневные школьные дела; умение адекватно оценивать свои речевые возможности и ограничения при участии в общей коллективной деятельности; умение договариваться о распределении функций в совместной деятельности; стремление ребѐнка участвовать в подготовке и проведении праздника; владение достаточным запасом фраз и определений для участия в подготовке и проведении праздника; 5) осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем; умение устанавливать причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования; умение устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собственной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку; наличие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности; прогресс в развитии познавательной функции речи; 6) дифференциацию и осмысление адекватно возрасту своего социального окружения, принятых ценностей и социальных ролей: знание правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса (с близкими в семье, учителями и учениками в школе, незнакомыми людьми в транспорте и т.д.); наличие достаточного запаса фраз и определений для взаимодействия в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса; представления о вариативности социальных отношений; готовность к участию в различных 9 видах социального взаимодействия; овладение средствами межличностного взаимодействия; умение адекватно использовать принятые в окружении обучающегося социальные ритуалы; умение передавать свои чувства в процессе моделирования социальных отношений; прогресс в развитии регулятивной функции речи. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области) конкретизируются применительно к каждому обучающемуся в соответствии с его потенциальными возможностями и особыми образовательными потребностями. Планируемые результаты освоения междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий» АООП НОО (вариант 5.1), ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся» соответствуют ООП НОО Лицея. Планируемые результаты освоения учебных программ АООП НОО (вариант 5.1) по учебным предметам соответствуют ООП НОО Лицея. 1.1.3 Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП НОО Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов АООП НОО вариант 5.1 (далее — Система оценки) соответствует ООП НОО. Система оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения АООП НОО (вариант 5.1) предусматривает оценку достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности. Оценка результатов программы коррекционной работы представляет собой оценку достижения обучающимся Планируемых результатов программы коррекционной работы (курсов коррекционно-развивающей области). Оценка достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения программы коррекционной работы включает отслеживание индивидуального прогресса в достижении Планируемых результатов освоения программ НОО, оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся. Объектом оценки результатов программы коррекционной работы служит достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося с ТНР при реализации вариативных форм логопедического воздействия, с сохранением базового объема знаний и умений в области общеобразовательной подготовки. В качестве метода оценки результатов, помимо указанных в ООП НОО Лицея, может использоваться метод экспертной оценки (заключения специалистов шПМПк) на основе мнений группы специалистов школьного психолого-медико-педагогического консилиума (шПМПк), работающих с ребенком. В МБОУ Лицей «Эврика» используется нетрадиционная система отметок по 15балльной шкале. В частности, достижение опорного уровня в этой системе оценки интерпретируется как безусловный учебный успех ребѐнка, как исполнение им требований Стандарта. Оценки по Баллы по 5-бальной 15-бальной системе шкале «5+» «5» (отлично) «15» 14 Основные критерии Обучающийся оригинально, нестандартно применяет полученные знания на практике, формируя самостоятельно новые умения на базе полученных ранее знаний и сформированных прежде умений и навыков. Обучающийся показывает прочные и осознанные знания как текущего, так и пройденного материала. Умеет применить знания, как в стандартной, так и в новой, неожиданной ситуации, часто находит творческое, нестандартное решение. Находит более рациональные способы решения учебных задач. Его работы актуальны, производят общее, положительное впечатление. 10 «5-» 13 «4+» «12» «4» (хорошо) «11» «4-» «10» «3+» «9» «3» (удовлетво рительно) «8» «3-» «7» «2+» «2» (не вполне достаточно «2-» «6» «1» (недостатч но, плохо, очень плохо) «5» Обучающийся легко выполняет практическое задание, свободно оперируя усвоенной теорией в практической деятельности, допускает 1-2 недочета в работе. Обучающийся четко и логично излагает теоретический материал, свободно владеет понятиями и терминологией, способен к обобщению изложенной теории, хорошо видит связь теории с практикой, способен применить в простых случаях. Знания обучающегося полностью соответствуют требованиям программы. Проявляет самостоятельность в суждениях и свое отношение к предмету обсуждения. Но не всегда использует рациональные приемы решения, может допустить 1-2 ошибки или 4-5 недочетов по материалу. В работах встречаются исправления. Обучающийся объясняет отдельные положения усвоенной теории, иногда выполняет такие мыслительные операции, как анализ и синтез. Обучающийся демонстрирует полное воспроизведение изученных правил, законов, формулировок, математических и иных формул и т.п., однако затрудняется что-либо объяснить. Достаточный минимальный уровень выполнения требований, но не соблюдается логика изложения, не умеет высказать свое отношение, запомнил большую часть текста, формул, но объяснить не может, допускает 3-5 ошибок или 6-8 недочетов. Обучающийся отмечает какой-либо процесс, объект и т.п. от их аналогов только тогда, когда ему их предъявляют в готовом виде. Уровень знаний, умений и навыков ниже удовлетворительного, но, несмотря на большие пробелы, имеются некоторые элементарные знания, на основе которых пробелы в будущем могут быть устранены. «4» «3» «2» «1» Успеваемость не соответствует требованиям даже в элементарных знаниях «3» балла (по 15 бальной шкале) – пробелы еще могут быть устранены при больших усилиях. «1 балл» - пробелы нельзя устранить даже в будущем. Таким образом, 15-балльная система отметок осуществляет более гибкий, объективный подход при оценивании знаний учащихся. Отметки в тетрадях и дневниках обучающихся выставляются пастой зелѐного цвета. Это более спокойный цвет, не вызывающий агрессии; исправленные ошибки не раздражают глаза. 1.2.Содержательный раздел 1. Программа формирования универсальных учебных действий АООПНОО обучающихся с ТНР (далее - Планируемые результаты) соответствует ООП НОО Лицея. 2. Рабочие программы учебных предметов, курсов, внеурочной деятельности соответствуют ООП НОО Лицея. 3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ТНР соответствует ООП НОО Лицея. 4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни соответствует ООП НОО Лицея. 5. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы направлена на осуществление специальной поддержки (сопровождения) освоения АООП НОО (вариант 5.1) обучающимися с ТНР. Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями: Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015), 11 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся ОВЗ», утвержденный постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26, Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (далее – ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 6.10.2009 №373 (с изм. от 26.10.2010, 22.09.2011, 18.12.2012, 29.12.2014, 18.05.2015,31.12.2015), Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденный приказом Минобрнауки России от 19 декабря 2014г. №1598, Уставом Лицея, Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ТНР посредством индивидуализации и дифференциации образовательной деятельности. Программа коррекционной работы предусматривает различные варианты специального сопровождения детей с ТНР: обучение в общеобразовательном классе по АОП; обучение по индивидуальным программам с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения; организация логопедического сопровождения, в рамках коррекционно-развивающих занятий педагогов, специалистов сопровождения Школы. Программа коррекционной работы реализуется в ходе всего учебнообразовательного процесса: через содержание и организацию образовательной деятельности (индивидуальный и дифференцированный подход, развитие сознательного использования языковых средств в различных коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных контактов с окружающими; обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению); в рамках внеурочной деятельности, курсов коррекционно-развивающей области в форме специально организованных индивидуальных и групповых занятий (по оказанию коррекционной помощи в овладении базовым содержанием обучения, коррекции нарушений устной речи, коррекции и профилактике нарушений чтения и письма, препятствующих полноценному усвоению программы по всем предметным областям); в рамках психологического и социально-педагогического сопровождения обучающихся; степень участия специалистов сопровождения Школы варьируется по необходимости. Целью программы коррекционной работы является комплексное психолого-медикопедагогическое сопровождение процесса освоения АООП НОО (вариант 5.1) на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ (ТНР), в том числе детей –инвалидов. Задачи программы: своевременное выявление детей с ТНР; определение особых образовательных потребностей детей с ТНР; определение особенностей организации образовательной деятельности для рассматриваемой категории обучающихся в соответствии с индивидуальными особенностями, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; создание условий, способствующих освоению обучающимися с ТНР АООП НОО, их интеграции в Школе; 12 осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи рассматриваемой категории обучающихся с учѐтом особенностей их психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей; и организация индивидуально-ориентированного коррекционно-логопедического воздействия (занятий) по преодолению нарушений фонетического компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и совершенствованию лексикограмматического строя речи, связной речи, по профилактике и коррекции нарушений чтения письма, по развитию коммуникативных навыков обучающихся с ТНР; разработка и реализация индивидуальных учебных планов (при необходимости); реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам. Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы: Принцип соблюдения интересов обучающегося – специалист призван решать проблему обучающегося с максимальной пользой и в его интересах. Принцип системности - обеспечивает системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, то есть единство диагностики, коррекции и развития, а также взаимодействие и согласованность действий специалистов в решении проблем обучающегося. Принцип непрерывности - гарантирует обучающемуся и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к еѐ решению. Принцип вариативности - предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Принцип рекомендательного характера оказания помощи - обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования, организации, осуществляющие образовательную деятельность, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) организации, осуществляющие образовательную деятельность (классы, группы). Содержание программы коррекционной работы для каждого обучающегося указанной категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется в соответствии с рекомендациями ПМПК, ИПР. 1.2.1. Направление и содержание программы коррекционной работы. 1. Психологическая коррекция познавательных процессов осуществляется на занятиях педагога-психолога школы. Психологическая коррекция познавательных процессов направлена на развитие любознательности, наблюдательности, способности задавать вопросы, умения включаться в совместную со взрослыми исследовательскую деятельность; - обучение самостоятельному конструированию, использованию пространственных и метрических признаков предметов, использованию словесного обозначения пространственных отношений; - увеличение объѐма произвольной памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальности; - выделение, осознание и принятие цели действия; - планирование своей деятельности по времени и содержанию; - контроль своих действий и внесение необходимых корректив; - формирование умения обращаться к взрослым при затруднениях в учебном процессе, формулировать запрос специальной помощи. 2. Психологическая коррекция эмоциональных нарушений осуществляется на индивидуальных и групповых занятиях педагогом-психологом (34ч) 13 Планированию коррекционной работы по психологической коррекции эмоциональных нарушений предшествует диагностика индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию, изучение заключений и рекомендаций ПМПК, ИПР ребенка с ОВЗ. Коррекционная работа направлена на коррекцию самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Направленность эмоционального неблагополучия Внутриличностное Используемые методы игровые методы, психоаналитические методы, методы семейной психокоррекции Межличностное метода наблюдения, анализа результатов деятельности ребенка до занятий и после Применение оценочных диагностик отчет родителей, рисуночные тесты, цветовой тест отношений (ЦТО) цветовой тест Люшера, методика цветописи, рисуночные тесты, цветовой тест отношений (ЦТО) 3. Психологическая коррекция социально – психологических проявлений осуществляется с целью получения ребенком квалифицированной помощи педагога-психолога, направленной на индивидуальное развитие для успешной адаптации, реабилитации ребенка в социуме, социально-психологического содействия семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья, создания специальных условий для активизации и коррекции развития ребенка. Осуществляется педагогом-психологом, учителем, выполняющим рекомендации педагога-психолога по созданию социально-психологических условий для эффективного психического развития ребенка с ОВЗ в классном коллективе. Формы и методы работы педагога-психолога определяются им самостоятельно в соответствии с рекомендациями ПМПК. Коррекция нарушения речи осуществляется в процессе учебной деятельности: коррекция лексико-грамматической стороны речи; Коррекция нарушения чтения и письма осуществляется через создание единой коррекционно-развивающей среды, которая обеспечивается взаимодействием между учителем и психологом с учетом рекомендаций учителя-логопеда, осуществляющего коррекцию речи, чтения и письма ребенка с ТНР. Циклограмма коррекционно-развивающей среды Специалис т Учительлогопед Педагогпсихолог Функция Коррекция слухопроизносительной дифференциации звуков речи, фонематического, слогового анализа и синтеза, деления предложений на слова, лексико-грамматического строя речи; -Разработка рекомендаций для учителя по коррекции чтения и письма в учебном процессе -Коррекция психических функций: зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений, расстройства памяти, внимания, мышления, эмоционально-волевой сферы -Разработка рекомендаций для учителя по коррекции чтения и 14 Сроки 34 ч. в год 34ч. в год Учитель письма в учебном процессе Выполнение рекомендаций учителя-логопеда, педагогапсихолога по коррекции чтения и письма в учебном процессе По мере поступления рекомендаций, в процессе учебной деятельностипостоянно 1.3. Организационный раздел. 1.3.1 Учебный план Обязательные предметные области учебного плана и учебные предметы соответствуют ФГОС НОО. Учебный план обучающегося для 1 класса составлен на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО и Н РФ от 06.10.2009г. № 373 (с изменениями от 29.12.2014 Приказ Минобрнауки России N 1643). Учебный план ориентирован на 4-х летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года: 1-й класс – 33 учебные недели, 2-4 классы – 34 учебные недели. Максимально допустимая недельная нагрузка соответствует нормам, установленным при 5-дневной учебной неделе. Продолжительность уроков в первом классе: I четверть – 3 урока по 35 минут; II четверть – 4 урока по 35 минут, III-IV четверти – по 4 урока по 45 минут. Начало занятий в 8-15. Предусмотрены ежедневные динамические паузы. Обучение проходит по программе «Перспектива» Обязательная часть учебного плана включает образовательные области федерального государственного образовательного стандарта, часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса, использована на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части: 1кл. – физическая культура; 2-4 кл. – русский язык, литературное чтение. Обязательная часть АООП НОО составляет 80%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса – 20% от общего объема АООП НОО. Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя) Количество часов в неделю Предметные Учебные предметы области классы Обязательная часть Русский язык Филология Литературное чтение Иностранный язык Математика и Математика информатика Обществознание и Окружающий мир естествознание Основы религиозных Основы религиозных культур и светской культур и светской этики этики Музыка Искусство Изобразительное В год I II III IV 4 4 – 4 4 2 4 4 2 4 3 2 136 102 68 4 4 4 4 136 2 2 2 2 68 – – – 1 34 1 1 1 1 34 1 1 1 34 1 15 Технология Физическая культура искусство Технология Физическая культура Хореография Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка 1 1 1 1 34 2 2 2 2 68 1 20 1 22 1 22 1 22 34 748 1 1 1 1 34 21 23 23 23 782 Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает 10 часов на внеурочную деятельность, 5 часов отводится на реализацию направлений внеурочной деятельности, 5 часов – на коррекционно-развивающую область. Внеурочная деятельность (ФГОС НОО для детей с ОВЗ) А Б А Б А Б А Б Итого 1-4 класс ы Хореография 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Хоровое пение 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Театральное искусство Коллективное музицирование Изобразительное искусство Всезнайка 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 1 1 1 1 34 1 1 1 1 - - - - - Шахматы 1 1 1 1 1 1 1 1 34 Познавательное занятие «Архимед» Проектная деятельность Информатика и ИКТ Азбука кадета (мальчики) Строевая подготовка (мальчики) Огневая подготовка (мальчики) Культурное наследие России (девочки) 1 1 1 1 1 1 1 0,5 25,5 - - - - 1 1 1 1 34 - - - - - - 1 1 34 - 0,5 - 0,5 - 0,5 - 0,5 8,5 - 1 - 1 - 1 - 0,5 8,5 - 0,5 - 0,5 - 0,5 - 0,5 8,5 2 - 2 - 2 - 1 - 17 10 10 10 10 10 10 10 10 340 Предметные области Учебные предметы Спортивнооздоровитель ное Художествен ноэстетическое Научнопознавательн ое Оборонноспортивное Социальное Итого: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 1.3.2 Система условий реализации адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата Кадровые условия 16 Школа укомплектована кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определенных адаптированной основной образовательной программой НОО (вариант 5.1). ФГОС для детей с ОВЗ реализует педагогический коллектив в составе: всего специальное коррекционн ое образование Администрац ия школы Учителя начальных классов Учителя физической культуры Учитель музыки Учитель ИЗО Педагогпсихолог Социальный педагог 17 высшую Первую СЗД квалификац квалификац ионную ионную категорию категорию 3.3. Система условий реализации основной образовательной программы 3.1. Система условий реализации основной образовательной программы Созданные в МБОУ Лицей «Эврика», условия соответствуют требованиям Стандарта, обеспечивают достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, реализацию предусмотренных в ней образовательных программ; учитывают особенности лицея, его организационную структуру, запросы участников образовательных отношений на уровне начального общего, основного и среднего общего образования, предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнѐрами. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования: В Лицее функционирует 29 учебных кабинетов, оборудованных в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Стандартом безопасности в общеобразовательных организациях и организациях, реализующих общеобразовательные программы на территории республики Хакасия. Образовательная деятельность в Лицее «Эврика» ведется в здании, находящимся в оперативном управлении. Общая площадь всех помещений составляет: 5398 м2, из них: площадь учебных кабинетов: 1962 м2, площадь спортивного зала – 303,7 м2, площадь музыкального зала – 53,6 м2, площадь столовой – 146,8 м2. Реальная площадь на 1 учащегося составляет – 15,7 м2, учебная площадь – 5,7 м2. Имеющаяся материально-техническая база способствует полноценному обеспечению учебно-воспитательного процесса на всех ступенях образования. Объекты для проведения практических занятий: кабинет химии, физики (лабораторные занятия), кабинет ИЗО (работа с глиной), кабинет музыки (занятия с использованием детских музыкальных инструментов Карла Орфа), спортивный зал (занятия с использованием физкультурного оборудования), футбольное поле, хореографический зал (практические занятия с аттрибутами). Спортивная инфраструктура: - спортивный зал; - футбольное поле с искусственным покрытием; - спортивная игровая площадка; - воллейбольная площадка; - хоккейная коробка; - тренажѐрный зал. На территории Лицея имеются малые спортивные сооружения для силовой подготовки и проведения занятий ОФП. Все объекты спортивного назначения соответствуют стандартам безопасности и активно используются не только учащимися Лицея, но и жителями посѐлка. Средства обучения и воспитания: - телевизоры - музыкальные инструменты Карла Орфа - DVD плееры - мольберты для рисования - музыкальный центр - конструкторы LEGO - мульти медиа проектор - нетбуки Asus - интерактивные доски - цифровой фотоаппарат - цифровые видеокамеры Все кабинеты полностью укомплектованы компьютерным оборудованием: Наименование Количество Наименование Количе 18 ство Магнитофон 13 Множительная техника 34 Телевизор 11 Видеокамеры 5 Радиоузел 1 Цифровой фотоаппарат 1 Цифровое пианино 3 Мультимедийный проектор 26 Компьютеры 65 Интерактивная доска 25 Все кабинеты начальных классов укомплектованы ростомерной мебелью по количеству учащихся, массажными ковриками, тренажѐрами «Зевс». В каждом кабинете есть выход в Интернет. Кабинет технологии: Станки разные набор столярных инструментов набор слесарных инструментов набор сверл по металлу HC-6 набор напильников напильники таблицы (технология) швейные машинки «Ельна»-1110 манекен женский с подставкой комплект фильмов,DVD и др. 3 1 1 5 10 4 4 10 1 10 набор надфилей набор стамесок набор резьбонарезной Верстак школьный набор отверток коллекции по технологии халат рабочий таблицы по технологии коллекция строительных материалов 20 4 5 14 5 4 15 7 1 1 3 4 16 Тренажер «Зевс – зритель» часы шахматные кварцевые доска аудиторская трехэлементная 1 15 1 Кабинет шахматного всеобуча: гигантские шахматы с доской шахматы напольные шахматы парковые настольные шахматы Кабинет познавательных занятий «Архимед»: комплект интерактивных занятий конструктор перворобот LEGO набор ресурсный для LEGO графический планшет Wacom интегрированная творческая среда для начальной школы ПервоЛого программное обеспечение для создания лент времени Хронолайнер 1.5 доска маркерная мобильный сканер доски Mimio акустическая система Microlab диктофон цифровой Sony фотоаппарат цифровой Canon музыкальная клавиатура Axiom микроскоп цифровой Digital Blue лаборатория «Архимед» раздаточные и демонстрационные бусины карточки для устного счѐта математическая пирамида Дидактическая игра «Палитра» Раздаточные карточки Магнитный плакат «Математические кораблики» Счѐтный материал «Математические кораблики» Магнитная доска «Числовая прямая» Числовая линейка Дидактическая игра «Магико» Комплект таблиц «Основные правила и понятия 1-4 класс» Веер «Касса гласных» 3 шт. Многофункциональный игровой модуль для ролевой игры и речевого развития LEGO Набор для ролевой игры, театрализации и инсценирования Магнитные плакаты по английскому языку Лингвистические мозаики по английскому языку Конструктор LEGO «Первые конструкции» 19 8шт 8шт 2 шт 1шт 1шт 1шт 1шт 1шт 2шт 1шт 1шт 1шт. 10шт 42 42 24 20компл 20компл 1шт. 20шт 1шт 1шт 4шт 1шт 20шт 1шт 1шт 4шт 8шт 10шт Гигантский набор LEGO Комплект для практических работ «Фильтрация воды» 2шт. Магнитные плакаты по окружающему миру «Природные сообщества» Комплект лабораторного оборудования «Плавание и погружение. Закон Архимеда» Глобус Земли Комплекты динамических раздаточных пособий (51 шт.) и др. 2шт 10шт 10шт 1шт 1 шт 51 шт. Оборудована изостудия, где проходят занятия изобразительным искусством: «Палитра», «Волшебная глина». Имеются муфельные печи для обжига поделок из глины (2шт.), мольберты (24 шт.), гипсовые формы (голова Амура, голова Амазонки, голова анатомическая, кисть женская, кисть мужская, голова Венеры, бюст Вальтера, череп мужской, ветка яблони, лист клена) и т.д. В Лицее имеется музыкальный зал для проведения массовых мероприятий общей площадью 136,5 кв. м. Зал укомплектован: аккордеон HOHNER бас – гитара SJVIER BY FENDER гитара классическая гитара электро-акустическая fender электро-гитара микрофон AKG D5 акустическая система двухполосная Световой прибор HIGHENDLED Стойка для тарелок, журавль Проигрыватель CD /mp3 denon Инструменты Карла Орфа: Колокольцы на держателе (ручке) из пластика маракасы металлофоны Набор шейкеров «яйцо» И др. 1 1 1 1 1 1 2 4 1 1 Пианино YAMAHA скрипка фортепиано цифровое Casio синтезатор epsonik вокальная двухантенная система Контроллер DMX Cтойка микрофонная Светодиодный прожектор для подстветки зеркальных шаров Ударная установка sonor 1 1 3 1 3 1 2 1 свистульки Тон-блок цимбалы Этническая перкуссия 7 2 3 4 1 14 2 7 2 В «Лицее «Эврика» классы оснащены полным комплектом здоровьесберегающей мебели, которая регулируется в соответствии с ростом каждого ребенка: конторки парты стулья эргономические кресло компьютерное стул для занятий «полусидя» стул «Альянс» стол ученический двухместныый стол учительский Для снятия психоэмоционального напряжения и тревожности в лицее функциони- рует кабинет психологической разгрузки, оснащенный новым современным оборудованием: Сенсорная комната: «Звездное небо» «мерцающий занавес» «массажное кресло» подставка и массажер для ног Панно «Таинственный лес» Диван мини Римини Стол журнальный «Брабус» 1 Световой проектор «Меркурий» 5 Прибор аудиовизуальной стимуляции 1 1 1 1 Сухой бассейн сенсорный уголок (колонна 1,5 м) тест «Песочная магия» панно «Кривое зеркало» жар «Молния» Тест «Тулуз-Пьерона» Стойка угловая Проектор для создания динамических визуальных эффектов (солнечный) Настольный световой модуль для рисования песком Прибор для создания световых эффектов (жарптица) Зеркальный шар АС 2610 1 2 1 1 1 1 4 2 2 3 1 И др. Для занятий физической культурой и спортом в Лицее «Эврика» имеются тренажѐрный зал площадью: 66,1 м2, спортивный зал площадью 303,7 кв.м. с современным оборудованием и инвентарем: 20 беговые дорожки велотренажѐры велоэргометр скамья универсальная эргометр эллиптический мячи баскетбольные мячи волейбольные Мишень для метания Шест для лазания Мост гимнастический подкидной Стенка гимнастическая Консоль для канатов Брусья гимнастические Кольца гимнастические 3 2 2 1 1 24 15 4 2 2 10 2 2 7 стол для армрестлинга табло электронное гимнастические бревна гимнастический брус мини- футбольные ворота мяч для метания мячи гандбольные Мягкая защита на волейбольные стойки Батут большой Бревно гимнастическое напольное Козел гимнастический И др. 1 1 2 1 1 30 2 2 2 2 1 На территории имеются малые спортивные сооружения для силовой подготовки и проведения занятий ОФП, футбольное поле, которое построено по новым технологиям (искусственное покрытие). В здании лицея имеется библиотека с библиотечным фондом, информационным центром и читальным залом площадью 53,2 кв.м. Библиотека оборудована столами для читателей, стеллажами (8), компьютерными столами, компьютерами (3), принтерами (3), плоттером (1), интерактивной доской (1 шт.), проектором (1 шт.), кондиционером (2 шт.). В библиотеке оборудовано рабочее место библиотекаря (стол, шкаф, тумба, компьютер), читальный зал на 20 посадочных мест. Имеется книгохранилище площадью 26,8 кв.м, оборудованное стеллажами (6 шт. закрытых, 6 шт. открытых) Освещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, имеются жалюзи. Общий фонд библиотеки (13381 экз.), в том числе: художественной и отраслевой литературы – 960 экз. научно-педагогической и методической – 1220 экз. учебников – 10870 экз. электронных изданий – 331 экз. Состав книжного фонда является оптимальным и удовлетворяет учебные и личностные интересы обучающихся. Все учащиеся на начало учебного года были обеспечены полным комплектом учебников, включенных в Федеральный список учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях. Соответствие обеспеченности литературой, существующим требованиям и лицензионным нормативам полностью обеспечивается. (100 %) Обеспечение библиотеки образовательного учреждения современной информационной базой: локальная сеть, выход в Интернет, электронная почта, электронный каталог. В Лицее имеется столовая общей площадью 146,8 кв.м. Она оснащена новым универсальным профессиональным оборудованием: посудомоечная машина МПУ 700 пароконвектомат мясорубка водонагреватель электрические сковороды стул для столовой стол Ванна моечная Плита эл. двухкомфорочная Прилавок гор. напитков и др. 1 1 1 1 1 160 30 7 2 1 холодильник средней температуры холодильник низкой температуры Агрегат АлКР 183ДВУ (холодильный) Плита двухкомфорочная с духовым шкафом Стеллаж СН 12/4 р Слайсер celme family Мармит ПМЭС -70 Подтоварник ПКИ 1200 н Печь XBC 704 с подставкой 1 1 1 2 1 3 2 1 В «Эврике» организованно 3-х разовое горячее питание, охват детей – 100 %. Также в Лицее есть школьный буфет (детское кафе «Smail-litl»), где учащиеся, родители, педагоги имеют возможность пообщаться и отдохнуть. Медицинское обслуживание в Лицее «Эврика» осуществляется ГБУЗ РХ Саяногорской городской поликлиникой р.п. Черемушки по договору. Лечебно-оздоровительную работу в Лицее проводят врач и фельдшер. Медицинский блок состоит из кабинета приема, прививочного 21 кабинета и изолятора, которые оснащены всем необходимым оборудованием, согласно требованиям СанПин 2.4.2.2821-10: весы медицинские плантограф ростомер и др. 1 1 1 осветитель таблиц для определения остроты зрения 1 Санитарно-эпидемиологическим заключением от 31.08.2011г.№ 19.01.01.000.М. 000733.08.11 удостоверяется, что здания, сооружения, помещения, оборудования и иное имущество МБОУ Лицей «Эврика» соответствует государственным санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам. Оснащенность учебно-наглядными средствами обучения, учебным оборудованием, учебно-методической литературой в МБОУ Лицей «Эврика» в соответствии с образовательными программами составляет - 100 %. 22 23